Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Сегодня задумалась над тем, что одна из самых неприятных вещей, которые могут произойти с ребенком, может быть связана с тем, что мама и папа (даже так, мамапапа) сливаются друг с другом и становятся монолитной фигурой, как в том анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Когда у мамы и папы одно мнение на двоих, то ребенок, по сути дела, оказывается заложником родительской монополии. И ребенок попадает в ситуацию выбора между родительским мнением и пустотой. А в этой ситуации очень хочется закуклиться и не выбирать вообще.

читать дальше


Комментарии
02.09.2014 в 12:05

One more Greenfield for fanfics
Простая практическая ситуация: папа говорит "помой посуду, ты член семьи, сегодня твоя очередь", мама говорит: "отстань от ребенка, его задача - сделать уроки". Ребенок чаще всего выберет то мнение, которое ему удобней - то есть посуду не мыть. И так каждый раз. Не напрягаться, если нет немедленной выгоды. Роль родителей как фактора, помогающего преодолеть лень, просчитать последствия поступков далеко вперед, и тд, для чего родители, собственно, и нужны, тк ребенок не может справиться с этими ситуациям, сводится к минимуму. Кроме того, ребенок обижен на папу, видя, что его требования кем-то не поддерживаются, хотя папа как раз ничего плохого не делал.

И это даже не говоря об играх взрослых между собой, где ребенок может стать субъектом для манипуляций.

У ребенка должен быть выбор, но не между двумя родительскими мнениями, а между множеством возможных выборов в ситуациях, где его способность выбирать уже адекватна сложности и последствиям.
02.09.2014 в 12:58

generalist opportunistic feeder
Astreldis, а от наличия такой родительской монополии, может по жизни сложится стратегия "всё или ничего", когда не можешь выбраться на пресловутый серединный путь, даже если очень хочется?
02.09.2014 в 21:05

Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
wine_trying,
Из приведенного Вами примера следует, что ребенок не знает, что для него правильно (правильно-мыть посуду, неправильно-лениться). Но присутствуют родители, которые знают, как : ) И его нужно двигать к правильному, которое в семейной системе присутствует : )

А я не об этом. Я пишу о ситуациях, когда в семейной системе есть патологический паттерн воспитания (которого придерживаются оба родителя), и.... больше ничего. И о важности того, чтобы ребенок увидел, что может быть - по-другому.

птенец бабочки-крылатки,
да, вполне может быть. Это же словно о том, что есть варианты "либо-либо", третьего не дано.