Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь

Сегодня задумалась над тем, что одна из самых неприятных вещей, которые могут произойти с ребенком, может быть связана с тем, что мама и папа (даже так, мамапапа) сливаются друг с другом и становятся монолитной фигурой, как в том анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Когда у мамы и папы одно мнение на двоих, то ребенок, по сути дела, оказывается заложником родительской монополии. И ребенок попадает в ситуацию выбора между родительским мнением и пустотой. А в этой ситуации очень хочется закуклиться и не выбирать вообще.
И это даже не говоря об играх взрослых между собой, где ребенок может стать субъектом для манипуляций.
У ребенка должен быть выбор, но не между двумя родительскими мнениями, а между множеством возможных выборов в ситуациях, где его способность выбирать уже адекватна сложности и последствиям.
Из приведенного Вами примера следует, что ребенок не знает, что для него правильно (правильно-мыть посуду, неправильно-лениться). Но присутствуют родители, которые знают, как : ) И его нужно двигать к правильному, которое в семейной системе присутствует : )
А я не об этом. Я пишу о ситуациях, когда в семейной системе есть патологический паттерн воспитания (которого придерживаются оба родителя), и.... больше ничего. И о важности того, чтобы ребенок увидел, что может быть - по-другому.
птенец бабочки-крылатки,
да, вполне может быть. Это же словно о том, что есть варианты "либо-либо", третьего не дано.