Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Я об этом неоднократно говорила, и, наверное, теперь напишу. Чем человек моложе, тем легче ему меняться, тем более гибки контуры его поведения и мышления. Напротив - чем старше, тем больше условностей входит в нашу жизнь, тем сложнее изменять модели и схемы поведения. К примеру, сваливать от папы и мамы гораздо легче в восемнадцать, чем в двадцать пять, в двадцать пять - легче, чем в тридцать.
Разумеется, меняться можно в любом возрасте. Я знаю ситуации, когда люди после сорока лет отделялись (и в контексте переезда, и психологически) от собственных родителей и обзаводились спутниками жизни, хотя до этого жили под девизом"все для фронта, все для победы" "все для детей, никакой личной жизни". Но грустно, конечно, когда это происходит в сорок лет: потому что это требует диких затрат и больших усилий.
Был такой дяденька, Эрик Эриксон, и у него есть замечательная работа про стадии человеческой жизни, называется она "Детство и общество". Для каждый из этих стадий характерны свои жизненные цели и задачи. Например, для младенческого возраста - это задача формирования базового доверия или недоверия к окружающему миру, для ранней зрелости (примерно с 20 до 25 лет) - это задачи выбора баланса между интимностью и изоляцией.
читать дальше
Разумеется, меняться можно в любом возрасте. Я знаю ситуации, когда люди после сорока лет отделялись (и в контексте переезда, и психологически) от собственных родителей и обзаводились спутниками жизни, хотя до этого жили под девизом
Был такой дяденька, Эрик Эриксон, и у него есть замечательная работа про стадии человеческой жизни, называется она "Детство и общество". Для каждый из этих стадий характерны свои жизненные цели и задачи. Например, для младенческого возраста - это задача формирования базового доверия или недоверия к окружающему миру, для ранней зрелости (примерно с 20 до 25 лет) - это задачи выбора баланса между интимностью и изоляцией.
читать дальше
Собственно, предыдущий этап жизни (12-13 - 19-20 лет) как раз завязан на осваивании разных ролей и формировании идентичности как таковой. И от того, насколько хорошо она сформирована, зависит, будет ли человек на следующем этапе опасаться "утонуть" в отношениях, или же у него не будет этого страха.