Почти то же самое, что делать суши в условиях таежного быта. Заменяем рис на гречку, нори - на капусту. Вместо оральной стадии пишем "от рождения до восемнадцати месяцев", вместо "учится дифференциировать напряжения" - "учится контролировать себя".
В результате получилась статья, написанная очень простым языком - но от этого не менее содержательная.
И я хочу сказать, что я очень рада и довольна, что я написала эту статью. И мне приятно, что она разойдется 50 000-м тиражом.
Много текста под катом.
Мальчик – отец мужчиныМальчик – отец мужчины
«Из чего же сделаны наши мальчишки?» – именно этой мыслью задаются строчки из известной песни. Впоследствии дается расплывчатый ответ: «Из веснушек, хлопушек, линеек, и батареек». Между тем, вопрос продолжает оставаться открытым. Так уж сложилось, что про девочек у нас пишут много, а про мальчиков – не очень.
Каждая мама хотя бы раз в жизни спрашивала себя, правильно ли она воспитывает своего сорванца. А ведь у ее сына когда-нибудь будет свой сын… И именно от того сценария, который сейчас разыгрывается на семейной сцене, будет впоследствии зависеть судьба целой чреды будущих поколений. Поэтому так важно прислушиваться к потребностям мальчика на протяжении всех этапов становления его как личности.
От рождения до 18 месяцев
На этом этапе мальчик и его мать представляют собой единое целое. У них «одни чувства на двоих». Ребенок не способен отличить свое тело от материнской груди – и это дает ему возможность ощутить нежность и любовь, испытываемые его мамой. Но он также способен заразиться и родительской тревогой. Если мать на данном этапе постоянно испытывает тревогу, то ей лучше или успокоиться, или на какое-то время уйти – это будет ребенку только на пользу.
В то же время установление контакта с мамой в этот период играет для мальчика огромную роль. Ученые доказали, что дети из приюта, лишенные эмоционального и телесного контакта с родителями, впоследствии испытывали громадные задержки в развитии.
На данной стадии как ни на какой другой мальчик чувствует потребность в приятии. Если в этот период мать отвечает на запросы мальчика, то у него формируется ощущение устойчивости окружающего мира, происходит «закладка» основных установок: зависимости, независимости, доверия, недоверия в отношении других людей.
От 18 месяцев до трех лет
В этот период мальчик начинает все лучше ощущать собственное тело. Считается, что на этом этапе развития он впервые учится контролировать себя и проявлять силу воли. Не зря детей начинают приучать к горшку именно в этом возрасте и внушать, что такое хорошо, и что такое плохо. Именно тогда в голову малыша происходит внедрение родительских ценностей.
Ребенок часто становится капризным, импульсивным, плохо предсказуемым. Он словно проверяет маму «на прочность». Отношения с родителями строятся противоречиво: гамма чувств малыша в считанные минуты может варьироваться от любви до отвращения. Самая большая ошибка, которую мама может допустить в данном случае: это демонстрировать сыну любовь, когда он проявляет любовь, и питать к нему ненависть, когда ребенок начинает злиться. Маме следует ровно и спокойно принимать ребенка во всех его проявлениях – только так можно выстроить с ним гармоничные отношения.
От трех до шести лет
В этом возрасте мальчику приходит в голову мысль о половых различиях. Его настигает осознание того, что маму приходится делить с конкурентом – папой. Именно в этом возрасте он пытается ее у папы «увести», заявляя, что когда вырастет, хочет на ней жениться. Папа на этом этапе предстает с одной стороны, как соперник, с другой стороны – как образец для подражания. Мальчик и любит отца, и одновременно стремится от него отделаться.
Каким образом в данном случае следует себя вести родителям? Папе не стоит безжалостно «отфутболивать» мальчика от мамы, но и не стоит покорно уходить с поля сражений с опущенной головой. Если же папа не понарошку, а в действительности уходит из семьи, то мальчику, во-первых, будет просто не с кем идентифицироваться – и, вероятно, он будет вынужден в дальнейшем проходить всю жизнь «на сыновних ролях». Во-вторых, у ребенка может возникнуть ощущение собственного всемогущества – для приятия которого его психика просто не готова. В дальнейшем это способно привести к появлению букета проблем в школе.
На данном этапе перед глазами мальчика должен быть наглядный пример того, каким образом могут складываться отношения в семейной паре – впоследствии при формировании своей семьи он возьмет их за образец. Важно, чтобы ребенок видел, что мама может представать не только в ипостаси заботливой мамы, но и в ипостаси любящей жены. Если мама выглядит и пашет, как ломовая лошадь, то вряд ли ее сын будет способен в будущем оценить привлекательность слабой женщины.
От шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет
С шести-семи лет начинается период, когда все силы ребенка направляются на исследование окружающего мира. Энергию мальчика лучше обратить в сторону спорта, интеллектуальной активности и взаимоотношений со сверстниками. Не зря всех детей отдают в школу в семь лет. В это время самые важные для мальчика люди – это уже не родители, а одноклассники, которые равны для него по статусу. Больше всего мальчик на данном этапе тревожится по поводу отсутствия друзей – именно поэтому родители не должны мешать ему налаживать отношения с ровесниками.
Для мальчиков в этот период очень важно ощущать принадлежность к группе, с которой они будут себя ассоциировать. Главные навыки, которые ребенок может приобрести на данном этапе – это умение пойти на компромисс и возможность построить вместе с кем-то фундамент для плодотворного сотрудничества.
От десяти до двенадцати лет
Этот период часто называют периодом «робинзонады». В это время мальчику очень нравится ходить в походы, играть в индейцев, разводить костры. Также многих мальчиков обуревает страсть к коллекционированию
В это время мальчик часто сталкивается с изменениями в собственном теле: ему начинает казаться, что он непропорционально или уродливо сложен, что у него слишком длинные руки или короткие ноги, даже если это совсем не соответствует действительности. Ему часто становится страшно от своего тела. С этими изменениями тесно связан тот факт, что в этом возрасте мальчики склонны смотреть на девочек с презрением и насмешкой – таким образом они бессознательно защищаются от тревоги по поводу зарождающейся сексуальности.
В то же время, этот возраст является последним затишьем перед грядущей гормональной бурей. Если маме не удалось по каким-то причинам на более ранних этапах выстроить со своим сыном гармоничные отношения, то можно попытаться сделать это на данной стадии. К сожалению, не так много родителей успевают воспользоваться данной возможностью – большинство даже не знает о ней.
От тринадцати-четырнадцати до пятнадцати-шестнадцати лет
В этом возрасте у мальчиков начинаются первые поллюции. Мальчик воспринимает их как то, над чем он не властен, как то, над чем он не может обрести контроль. Именно поэтому, как правило, момент, когда происходит первая поллюция, забывается. Начало поллюций – особая метка в развитии, так же важная для мальчиков, как и первая менструация для девочек. Девочки обычно лучше информированы об изменениях, которые с ними происходят. Поэтому для родителя очень важно уметь рассказать сыну о том, каким образом меняется его тело.
Именно в это время сексуальность подростка вырывается наружу. Он оказывается подвержен сильным эмоциональным колебаниям – от эйфории до депрессивного состояния. Он колеблется между полной природностью и полной социальностью, между слепым поклонением какому-нибудь выбранному авторитету или кумиру, и полным ниспровержением всех авторитетов и кумиров вместе взятых. И это нормально: в итоге юноша должен найти «золотую середину» между инстинктными устремлениями и требованиями культуры. Следует предоставить ему возможность идти собственным путем.
Что должно стать закономерным итогом данного развития? Параллельно с открытием себя и реального мира юноше следует завоевать право на автономию от родителей. Нередко атрибутом становятся семейные конфликты. В данном случае бунт со стороны подростка естественен: он стремится отделиться от папы и мамы, утвердить свое самостояние как личности. Родителям следует помнить о том, что их сын уже взрослый, и не вести себя с ним так, как будто ему семь-восемь лет.
И, конечно же, бывший мальчик и будущий мужчина должен обрести чувство исторической преемственности, осознать, что он является звеном в цепи поколений. Только осознав свои истоки, человек может покинуть родительскую семью, не страдая от утраты корней.
А на извечный вопрос: «Чем мальчики отличаются от девочек?», хочется дать простой и исчерпывающий ответ: «Пожалуй, тем же, чем мужчины отличаются от женщин».
Хорошая замена. Но если ты думаешь, что такая замена - уровень именно глянца и не выше, то я буду сильно не согласен.
А сама статья, по-моему, для глянца тяжела.
Я не специалист, и не знаю, насколько можно доверять моему мнению. Я не знаю критериев глянца. Так что это мое субъективное.
Но по-моему, тяжеловато читать. Дело не в терминах, с ними нет проблем. Но если то, что я слышал о глянце - правда, то в твоей статье синтаксис "на умного читателя": длинные предложения, подчинительные союзы и подобные детали.
Кстати, к горшку приучать начинают раньше 18 месяцев.
Зато кат работает )))
глянец бывает разный...в психолоджиз - хотя глянец глянцем - бывает, и сложнее пишут.
насчет горшка - не знаю, как это на практике. Я честно не специалист в этом вопросе((
*блин, плохо работать в детском журнале, не имея детей!* )))
Но много теоретиков считает, что до 18 месяцев ребенок не совсем способен понимать, что от него требуется - потому что еще не совсем может контролировать собственное тело. Хотя конечно же, все зависит от каждого конкретного случая.
Тебе его в номер не сегодня ставить? Если не сегодня, то после паузы на свежую голову прочитай еще раз. Свои тексты сразу вычитывать - всегда искаженное восприятие.
Но много теоретиков считает, что до 18 месяцев ребенок не совсем способен понимать, что от него требуется
Так он и не сразу приучается. Например, у моей сестры была промежуточная стадия: сначала сделать все в штаны, и сделав дело - садиться.
Мудрость в том, чтобы уметь говорить о сложном элементарными формулировками
Мне не кажется, что стиль простой или сложный. Мне кажется - достойный глянца, подходящий стиль.
А вот насчет замен типа "учится дифференцировать..." - "учится контролировать" - это я не уверена. Но - who cares, в общем-то.
Мне кажется, это вполне достойная статья.
Если честно, вот эта фраза мне так часто встречается - что я сейчас испытываю настоятельно желание на этот счет подискутировать и потрындеть))
С моей точки зрения - рассуждать о сложном элементарными формулировками - это всегда (всегда!) профанация, а не проявление мудрости.
Да, безусловно, _можно не усложнять сложный предмет_ - и это есть одно из проявления педагогического таланта. Но мудрости в этом тоже нет.
С моей точки зрения, каждый предмет имеет определенный уровень сложности, сообразно которому следует об этом предмете рассуждать. И еще - сообразно задаче, поставленной перед объясняющим (рассказывать ребенку - и рассказывать специалисту - разные задачи).
Но нельзя ни за что и никогда ставить перед собой цель научиться говорить о сложном даже простыми (а уж тем более - элементарными) формулировками.
Подобная мысль вызывает во мне негодованье ))))
Квадр пришел троллить и провоцировать холивар? Однако...
На самом деле, в сложных формулировках самих по себе нет никакой ценности. Ценность - в информативности. В соблюдении принципов необходимости и достаточности.
Если простую формулировку смог сделать информативной, раскрывающей суть предмета - замечательно. Не смог - зря упрощал. Если в сложной формулировке каждое звено действительно важно по сути своей, если каждое звено необходимо - так надо. Если в ней есть что-то не необходимое - то это размножение сущностей и создание условий для множественных ошибок.
Для примера параллель с точными науками. Математически красивой считается наиболее короткая и простая формула из возможных.
Квадр всерьез не понимает, что движет людьми, которые щитают, что сложные вещи не только можно, но и нужно объяснять простыми словами. Это где-то за гранью моих представлений о мире.
Поэтому я решила пообщаться на эту тему с тем выразителем этого мнения, которого считаю вполне адекватным и умным человеком.
Ценность - в информативности. В соблюдении принципов необходимости и достаточности.
+1.
Я вот на этом тоже акцентировала внимание, когда написала: Да, безусловно, _можно не усложнять сложный предмет_
Имела в виду по сути именно то, что ты сказал - сложный предмет лучше всего объяснять, не усложняя излишне; лучше пользоваться бритвой оккама.
Но все же это именно педагогический талант или мастерство ритора, а не какая-то там сверхмудрость.
И уж тем более не мудрость, а преступление против здравого смысла - объяснять сложные вещи _элементарными_ словами.
Меня на холивар не спровоцируешь - просто это моя давняя позиция.
Точк.
Чрезмерной сложностью и заумностью многие пользуются, чтобы прикрыть отсутствие смысла в своих фразах, и я с этим сталкиваюсь слишком часто, чтобы с этим не соглашаться.
Я за функционализм ))
На мой взгляд, выражаться просто и без терминологии следует тогда, когда ты уверен в том, что собеседник (в данном случае целевая аудитория глянца) тебя по-другому не поймет.
Или же, если отойти от глянца: я думаю, когда ты ставишь цель объяснить шестилетнему ребенку устройство атомного коллайдера, то имеет смысл доносить до него идею на его языке.
Однако, я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда замена терминов обывательскими формулировками настолько искажала изначальный смысл сказанного, что в итоге вместо смысла оставались жалкие ошметки. Поэтому, к примеру, я всецело ратую за использование специфической терминологии, которая (при условии того, что ты знаешь термины и собеседник их знает) позволяет максимально точно облечь формулировку в слова. Иными словами, если я знаю, что собеседник имеет психоаналитическое образование, то я скажу именно "дифференциировать напряжения", и никак иначе.
*кланяется* Спасибо
Чрезмерной сложностью и заумностью многие пользуются, чтобы прикрыть отсутствие смысла в своих фразах, и я с этим сталкиваюсь слишком часто, чтобы с этим не соглашаться.
Скажу так,
"не усложнять простое" и "не упрощать сложное" - это совершенно разные процессы.
И я против обоих )))
Это педагогический же талант же.
И здравый смысл.
А не мудрость и не стремление _Всем_ собеседникам объяснять "как можно проще" даже сложные вещи.
Однако, я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда замена терминов обывательскими формулировками настолько искажала изначальный смысл сказанного, что в итоге вместо смысла оставались жалкие ошметки.
+1.
читать дальше