Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
1. Заботиться о другом означает относиться бескорыстно — отрешиться от сознательного внимания к себе; быть в отношениях с другим без контроля мысли: “Что он думает обо мне?” или “Что в этом для меня?”. Не искать похвалы, восхищения, сексуальной разрядки, власти, денег. В текущий момент быть только в отношениях с другим человеком: не должно быть третьей стороны, реальной или воображаемой, наблюдающей за встречей. Иными словами, жить в отношениях всем своим существом: если частично мы находимся где-то — например, исследуя воздействие, которое отношения окажут на какое-то третье лицо, — то именно до этой степени мы потерпели неудачу в отношениях.
2. Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему. Если человек бескорыстен в отношениях, он обладает свободой, позволяющей воспринимать все аспекты другого, а не только тот аспект, который служит какой-то утилитарной цели. Человек расширяет себя до другого, признавая другого чувствующим существом, которое также строит мир вокруг себя.
3. Заботиться о другом значит заботиться о сущности и росте другого. При полном знании, собранном из подлинного слушания, человек прилагает усилия, чтобы помочь другому стать полностью живым в момент встречи.
4. Забота активна. Зрелая любовь любит, а не любима. Мы любяще отдаем, а не “влекомы” к другому.
5. Забота — это способ человека быть в мире; это отнюдь не исключительная, непостижимая магическая связь с одним определенным лицом.
6. Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности — из роста, а не из потребности. Человек любит не потому, что нуждается в другом, не для того, чтобы существовать, быть целостным, спастись от подавляющего одиночества. Тот, кто любит зрело, удовлетворяет эти потребности в другое время, другими способами, одним из которых была материнская любовь, изливавшаяся на человека в ранних фазах его жизни. Следовательно, прошлая любовь — источник силы, нынешняя любовь — результат силы.
7. Забота взаимна. Поскольку человек по-настоящему “поворачивается к другому”, он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в более полной мере живым.
8. Зрелая забота не остается без награды. Человек изменен, человек обогащен, человек осуществлен, экзистенциальное одиночество человека смягчено. Через заботу человек получает заботу. Но награда вытекает из подлинной заботы, она не подстрекает заботу. Позаимствуем удачную игру слов у Фромма — награда следует, но ее нельзя преследовать. (с) Ялом
2. Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему. Если человек бескорыстен в отношениях, он обладает свободой, позволяющей воспринимать все аспекты другого, а не только тот аспект, который служит какой-то утилитарной цели. Человек расширяет себя до другого, признавая другого чувствующим существом, которое также строит мир вокруг себя.
3. Заботиться о другом значит заботиться о сущности и росте другого. При полном знании, собранном из подлинного слушания, человек прилагает усилия, чтобы помочь другому стать полностью живым в момент встречи.
4. Забота активна. Зрелая любовь любит, а не любима. Мы любяще отдаем, а не “влекомы” к другому.
5. Забота — это способ человека быть в мире; это отнюдь не исключительная, непостижимая магическая связь с одним определенным лицом.
6. Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности — из роста, а не из потребности. Человек любит не потому, что нуждается в другом, не для того, чтобы существовать, быть целостным, спастись от подавляющего одиночества. Тот, кто любит зрело, удовлетворяет эти потребности в другое время, другими способами, одним из которых была материнская любовь, изливавшаяся на человека в ранних фазах его жизни. Следовательно, прошлая любовь — источник силы, нынешняя любовь — результат силы.
7. Забота взаимна. Поскольку человек по-настоящему “поворачивается к другому”, он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в более полной мере живым.
8. Зрелая забота не остается без награды. Человек изменен, человек обогащен, человек осуществлен, экзистенциальное одиночество человека смягчено. Через заботу человек получает заботу. Но награда вытекает из подлинной заботы, она не подстрекает заботу. Позаимствуем удачную игру слов у Фромма — награда следует, но ее нельзя преследовать. (с) Ялом
Где-то мне в этом чудится подстава. Или я не такая зрелая, или что, но я бы очень подозрительно отнеслась к человеку, который во мне не нуждается, а при этом заверяет, что любит. А пункт про удовлетворение потребностей в другое время другими способами мне вообще крайне подозрителен.
Мне вот интересно, кто до этого дошёл, так сказать, первым? Всё это действительно подозрительно. Ведь мы тянемся друг к другу не только ради продолжения рода - чтобы покончить со злосчастным физичским одиночеством. Исключения отшельники. Мне кажется, в современном обществе что-то бескорыстное, зрелое, дающее, возможно только если человека ликвидировать от массовой культуры, как в старом добром фильме с Арднольдом Шварцнеггером "Близнецы" (вроде бы). Современная массовая культура убивает в человеке всё человеческое, потому что человек по природе раб и хочет быть ведомым.
А тут только отдача, без приёма.
Неприличная ассоциация с викторианским мужем, который боготворит свою жену, а за удовлетворением потребностей идёт к проститутке.
я думаю, любить по Ялому - это не "я люблю тебя, потому что ты во мне нуждаешься", а "я люблю тебя, потому что ты прекрасен и самоценен сам по себе". Возможно, его цель - развести дублирование детско-родительских отношений с их безусловным приятием и осознанное зрелое чувство, основанное на знании. Поэтому акцент и ставится скорее на отдаче, чем на приятии. Принимает ведь ребенок, отдает - взрослый.
Избавление от одиночества - это стремление "от". Это одиночество человека на необитаемом острове. Когда ты Робинзон, и тебе наплевать на то, какими внутренними качествами обладает туземка - главное, чтобы хоть кто-то рядом был. Когда не задумываешься о марципанах, похлебки бы - чтобы выжить.
А стремление к Другому - это стремление "к". Это осознанный выбор и желание любить именно этого человека, с желанием раскрыть и изучить его внутренний мир - и приятие его таким, как он есть.
Возможно, его цель - развести дублирование детско-родительских отношений с их безусловным приятием и осознанное зрелое чувство, основанное на знании. Поэтому акцент и ставится скорее на отдаче, чем на приятии. Принимает ведь ребенок, отдает - взрослый.
Честно, я не заметила у него этого разделения. Может, невнимательно читала, со мной бывает. О нём вроде вскользь говорится, но, фактически, не проводится. У него почему-то как зрелое показывается гипертрофирвоанный идеальный родитель, который всё вкладывается, вкладывается, вкладывается... и почему-то не может попросить об отдаче. Ну, я утрирую, конечно.
Чтоб там про зрелость не писали, истинное удовольствие мы испытываем только в инфантильных проявлениях. Здоровые парные отношения - это место где возможно всё, но главные действующие лица - двое детей возящихся в песочнице, иначе фигали в этих отношениях делать? (ИМХО разумеется)
Dr_Bion, +100(0)!
Вчера как раз читала Хиллмана про пуэрильную терапию.
Ребенок, безусловно, нужен. Но нужен и взрослый. Имхо, в отношениях должно быть прикольно как дурачиться и играть в игры, так и разгонять на интеллектуальные темы - чтобы отношения были прикольными на разных уровнях.
благополучный ребёнок заявляет "не люблю" - это не нелюбовь, а его неумение сформулировать обиду и недовольство,
Это безусловно. Это проверка родителей "на вшивость". Возможно, в данном случае следовало бы сказать: "А я все равно тебя люблю, потому что ты мой ребенок"
Действительно, все не так просто, как в схеме. Может быть и так, что родитель катает ребенку предъявы на темы: "Будешь меня слушаться - тогда я буду тебя любить", это как раз таки любовь с условием. Родитель и ребенок меняются местами. Но в идеале на родителя возлагается роль того, что дает - не с условием, а просто так.
Интересно, а как можно было бы эту схему дополнить?
П.С. не могу вспомнить, где читала (не удивлюсь, если вообще тут, хотя не факт), но помню какое-то рассуждение на тему, что ребёнку не полезно и неприятно 100% безусловная любовь; в какой-то момент ему начинает хотеться отдачи на свои усилия, которые он начинает вкладывать. Т.е. позиция "я люблю тебя только за то, что ты мой ребёнок" в какой-то момент ограничивает возможности роста, т.к. даёт ребёнку 100% пассивную роль. А рано или поздно ребёнку хочется проявить активность и начать влиять на ситуацию.
Не помню, как это предлагалось решать, может быть, сочетанием "материнской", безусловной любви, 100% принятия и "отцовской", требовательной, ставящей условия, стремящейся к улучшение "исходного материала" - ребёнка.
Асти, взрослый конечно должен присутствовать в отношениях, но интеллектуальные беседы - это всё равно возня двух детей в песочнице.
интеллектуальные беседы - это всё равно возня двух детей в песочнице.
Мне кажется, ключевое слово здесь "возня"/"игра")
В принципе, конечно, можно всю культуру к играм свести - об этом еще Хейзинга писал - почему бы и нет? Там же и ребенок, и взрослый отрываются по полной программе.
Взрослый делает игровое пространство. Прежде чем я начну играть, я сотворю некую систему, в которой я буду играть. Установлю правила, дам имена
валарам и майаучастникам, решу насчет времени-места. У игры должны быть рамки, иначе действо расползется нафиг. Ну а ребенок уже потом радостно прыгает на подставленном батуте и кайфует отзанавескиплаща за плечами.Эм, Торрар радостно согласился, когда услышал данное утверждение, так что я подозреваю заговор )
ну...мерять алгеброй гармонию - то бишь процентами - как-то не айс.
Я не думаю, что активность-пассивность ребенка зависит только от родительской условной-безусловной любви. Тут встревает ряд дополнительных факторов.
Торрар
Не стоит забывать, что т.н. "взрослый" и "ребенок", если речь идет о проявлениях одной личности, это не более чем условные обозначения, и они никоим образом не должны мешать восприятию единой цельной личности. Если же это что-то большее, чем условные обозначения действий и реакций человека, который вообще-то целен и не делит себя на составляющие, то не пора ли заговорить о шизофрении?
Это верно.
Но, стоит начать, остановиться в таком вот дифференцированном восприятии очень сложно
Нужность, по-моему, существенно превосходит сложность в данном случае.
Всё-таки шизофрения - это функциональное заболевание.
Я не о шизофрении в последнем комментарии. А об общем здоровье души.
Виноват, действительно, неоднозначно написал. О шизофрении, кстати, с самого начала была ирония.
Ты раскрыл самую мою страшную тайну: у меня нет чувства юмора!
А я думал, что это я так неудачно иронизирую...
предлагаю ничью
видимо, наложние факторов...