воскресенье, 11 июля 2010
<...>В обыденном сознании прочно закрепился образ аналитика, как человека, держащегося отстраненно и склонного к умным, догматическим размышлениям - человека, пытающегося везде и во всем быть "объективным". Психоанализ "классический" - удел людей, имеющих скорее естественно-научный склад ума, так сказать "физиков", способных к героическому самопожертвованию ради призрачной высшей истины, которые смогли бы как отец-основатель всю жизнь провести в трудах и борьбе, и умереть сражаясь, как Фрейд от рака, подобно воину предпочитающему погибнуть на поле боя. Научный идеал - это всегда сражение постулированной интеллектуальной схемой против хаоса материи, в конечном счете против собственной психической и соматической реальности. Отстаивая вечность, незыблемость и целительную силу интеллектуальной истины, психоанализ борется со смертью, но в силу своего метода неизбежно трудится на ее стороне.
читать дальшеЮнгианский аналитик Рафаэль Лопес-Педраза называет интеллектуальность в психологии титанической чертой. Мир титанов - предшественников олимпийских богов - это царство стихийных сил природы, пребывающих в постоянном противоборстве в процессе творения. Он не был структурированным и не знал еще порядка, законов, границ, привнесенных "цивилизованным" правлением олимпийцев. Лопес-Педраза сравнивает его с миром идей, наполненным голыми абстракциями, но хронически лишенным образов. Поэтому ему свойственна и избыточность и пустотность одновременно. Мандельштам отразил это очень точно, начиная свое стихотворение строчками: "Нам союзно лишь то, что избыточно. Впереди не провал, а промер". Ум, интеллект действительно не знает границ. Его притязания безграничны. Он лелеет себя фантазиями всемогущества. Его ничто не сдерживает, и он стремится все дальше и дальше в своем хаотическом творчестве. Находясь в основании всей современной западной культуры, титанизм постоянно поощряет к избыточности и необузданности. Наиболее ярким примером повседневности нашего титанизма может служить сфера информации. Мы все больше превращаемся в информационное существо, потребляя ее в огромных количествах. Нам требуются все более грандиозные скандалы, катастрофы и войны с экранов телевизоров и страниц газет. Мы поклоняемся сенсациям, рекордам и суперменам - всему сверх- и не- человеческому. Но реальное место этой страсти к избыточности - черная дыра, лакуна, пустота. Информация без-образна и без-личностна. Как заметил французский философ Бодрияр, она лишь дразнит и соблазняет, но не приносит никакого удовлетворения, превращая зрителя в пассивного потребителя. Не передавая события, она пустотна и направлена на пустоту в зрителе, удерживая его от контакта с реальностью. Реальное событие предполагает живое теплое человеческое присутствие, сопричастность, со-бытие, которое может принести только культура созерцания образов, идущая навстречу потребностям души, а не прихотям ума.</...>(c) Хегай Л. Глубинная психология: на краю сцены
@темы:
к юнгу от границы, к западу от солнца
*улыбается* Фрейд умер от рака, потому что был заядлый курильщик. А не потому, что его концепцию приняли в штыки
Юнгианский аналитик Рафаэль Лопес-Педраза называет интеллектуальность в психологии титанической чертой. Мир титанов - предшественников олимпийских богов - это царство стихийных сил природы, пребывающих в постоянном противоборстве в процессе творения. Он не был структурированным и не знал еще порядка, законов, границ, привнесенных "цивилизованным" правлением олимпийцев.
Изящно. Разум, противоположный стихийности по самой своей сути - мои аплодисменты.