Кризис IQ
В 2000 году социолог А.Гордон, кстати, выходец из России, провел любопытные исследования в некоторых центральных штатах Америки.
Он подготовил уличный экспресс-опрос на наличие у граждан США знаний, соответствующих требованиям общего среднего образования. Всего в эксперименте участвовали 600 человек. Выяснилось, что около 90 % случайных прохожих не знают, сколько планет в Солнечной системе, при какой температуре закипает вода, что такое водород, где на карте располагается Китай и Франция. С другой стороны, Америка в географических представлениях американцев разместилась прямо по центру Земли – аккурат в Индийском океане и далее на запад. Более всего это походило на то, что США занимают воистину сверхдержавную, эгоцентричную позицию, соответствующую самосознанию древних римлян. Дескать, Рим – это весь мир, и море, где он омывает свои берега, следует назвать Средиземным. К тому же, к удивлению исследователя, обманулись ожидания и по части американской истории, знания которой настоятельно требуют от всех, кто пытается получить вид на жительство или гражданство США. Никто из тестируемых «коренных американцев» внятно не назвал имена последних десяти президентов, поразительны и пробелы в знаменательных датах. (Впрочем, Колумба знали все.)
На этом исследования не закончились. В пяти случайно выбранных школах (четырех государственных и одной частной) наш доблестный естествоиспытатель решил экзаменовать учителей, для того чтобы понять, где же кроется настоящая причина такой массовой безграмотности и серости. И предложил он учителям не что-то запредельно сложное, а вопросы к экзаменам по естествознанию образца 1860-х годов за пятый класс русской гимназии. Выяснилось, как это ни смешно, что подавляющее большинство учителей не смогли написать ответы к половине заданий.
Единственный аргумент в защиту американского уровня интеллекта, который приходит на ум, – это предвзятое негативное отношение самого исследователя. Но, как известно, дыма без огня не бывает.
Наряду с этим экспериментом существуют и другие исследования, официальные результаты которых доказывают большие проблемы с системой образования и несостоятельность повсеместно распространенной в США тестовой системы оценки знаний. Столь популярная форма экзамена, по-видимому, и вправду отучает человека думать. А образ мышления «Если не А и не Б, то скорее всего С, а может быть, и Д», согласитесь, не может дать человеку глубоких системных знаний. В итоге до 10 % учеников оканчивают среднюю государственную школу неграмотными, не говоря уже о более серьезных и глубоких знаниях.
Так что нам, россиянам, прежде чем проводить образовательные реформы по американскому образцу, следует очень хорошо подумать.