....с самого начала Юнг обращался к богу Дионису как образу тех психологических паттернов и процессов, которые он открыл. В «Трансформации и символах либидо» центральный тезис Юнга – в возвращении либидо к бессознательному источнику новой психологической жизни (процесс, названный там Юнгом «интроверсией»). Поэтому Юнг в психологической форме оживляет классические мистерии Диониса, в которых божество разрывается на части и возрождается.
Согласно Юнгу, либидо находится в особых отношениях с высшим источником, с Бессознательным. Оно не только проистекает оттуда, но и может туда вернуться.
читать дальшеВслед за Отто Ранком Юнг использует символическую фигуру героя как персонификацию либидо в процессе трансформации. Более того, Дионис может также репрезентировать самого героя. В этом отношении Дионис и Христос могут быть объединены в одну фигуру: «Дионис тесно связан с психологией древних азиатских богов, умерших и восставших из смерти, чьи множественные образы соединились в фигуре Христа в прочную фигуру, продержавшуюся века».
В «Трансформационном символизме мессы» Юнг связал легенду о Дионисе с архетипом Самости... Он говорит, что единство принципа индивидуации должно смениться высшим единством, символизируемым Дионисом:
" В явлениях феноменального мира, бесконечно дробимых разнообразием и дифференциацией, выражается сущность auctor rerum [Творца Всего]. ... Античная философия иллюстрировала ту же мысль легендой о расчлененном на части Дионисе, который в качестве творца именовался ameristos noys, в качестве сотворенного — memerismenos noys (неразделенный и разделимый). Дионис разбросан по всей природе, и подобно тому, как сам Зевс некогда проглотил еще трепетавшее сердце бога, так и приверженцы его культа раздирали на части диких животных, чтобы интегрировать раздробленный дух Диониса. Психологически этому соответствует интеграция Самости путем осознания отколовшихся содержаний. Самоосмысление есть сбор самого себя".(с) Бишоп П. К.Г. Юнг и Ницше. Дионис и аналитическая психология