Допустим, у человека есть отличная социальная персона двадцатипятилетнего успешного менеджера, но при этом той, другой части его личности, которая, к примеру, взаимодействует с противоположным полом, года три.
Или, наоборот, у человека замечательно развита чувственная сфера, он гибрид Казановы и дона Жуана де Марко, женщины при знакомстве с ним пищат от восторга, но деловые отношения он строит по принципу бартера во младших классах "ты мне шоколадку, я тебе сосиску".
Попытки приложить развитые в хорошо освоенной зоне навыки к решению задачи из зоны слепого пятна мне напоминают фразу: "Стою на асфальте я в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я...."
В связи с этим основным рабочим инструментом становится ни разу не техника, а индивидуальность самого терапевта. И эта индивидуальность должна быть цементированной и устойчивой - что возможно, если у терапевта самого есть в загашнике матрица жизни. Именно способная видоизменяться матрица. Поскольку непосредственно передаваемый "под копирку" слой опыта вовсе не оказывается оптимальным для каждого конкретного клиента. Помидорам нафиг не надо умение колоться иголками, а ёлке - умение цвести.
Именно поэтому мне кажется, что для терапевта актуален даже не сколько возраст начала практики (важно ведь не количество, а качество), сколько "сгущенность" и наполненность прожитой жизни - и тот опыт, который с этим приходит.
....
Перед тем, как я занялась психотерапией, в моей жизни были сплавы по башкирским рекам, походы по горному Уралу, конференции в Новосибирске, ролевки в Катере, командировки в Надыме, концерты в Тюмени. И это до было и остается крайне важной и значимой частью моей жизни.
Я умею писать и редактировать статьи про (от водопроводных труб до коллекций Armani) и научные тексты (от филологии до психологии), пиарить музыкальных исполнителей, продавать все, что движется, копать, не копать.
Я умею договариваться как с очень состоятельными людьми, так и с гопниками.
Я могу прожить в лесу неделю на самообеспечении.
Я могу отжаться сорок раз и знаю около тридцати айкидошных техник.
Я могу дать развернутый, последовательный анализ любого литературного произведения (от Яруги до Буины от Сапфо до Толстой) и сконструировать на его базе интерактивный гипертекст.
Я могу приготовить из говна и палок шляпку, салат, и скандал лобио, бифштекс и тирамису, сшить платье на игру, связать крючком салфеточку (!! 11адинадин).
Но самое главное даже не это. И я твердо знаю, что если я чего-то не умею, то мне можно заплатить, и если мне это потребуется, я этому научусь.
И я хотела бы передать своим клиентам не навыки анализа литературных произведений, и тем, более, не навыки вязания крючком салфеточек. А матрицу. То есть непоколебимую уверенность в том, что можно освоить любой кусок важного и необходимого опыта. И это ничто не мешает сделать - было бы желание.