"Ведь в конечном счете при самом абсолютном деспотизме, при самой мучительной тирании свободы в лучшем смысле слова, например свободы мыслить и решать собственную судьбу, больше, чем в свободной по видимости жизни дикарей, у которых личность от колыбели до могилы заключена в прокрустово ложе наследственного обычая".



Джеймс Джордж Фрэзер. Золотая ветвь.



Неожиданно вспомнил спорную фразу, которую я встречал в интервью с Пелевиным, звучащую примерно как: "Тирания возвеличивает индивидуума, а демократия его уничижает, ибо при демократии художник обязан потакать вкусам собственного сапожника."



Имхо, способность к новаторству зиждется не на вариантной по видимости возможности выбора, а на возможности преодолевать препятствия, волей-неволей ставимые судьбой. Сквозь тернии - к звездам.



Патетика оприходованного изначально нема для того, чтобы сотворить её губами и языком дискурсивное событие говорения, ибо, знамо дело, идти по проторенной дорожке есть легчайшее из занятий. С другой стороны, неиспробованные ничьими чувствами колючки на розах познания без умелого секатора в руках садовода вполне могут поранить десны (если, конечно, Вам, уважаемый читатель, ближе оральный путь исследования Истины).



Легчайший способ - изолировать индивидуума и проверить, будет ли его индивидуальный путь развития историчен, то есть будет ли проходить в своем развитии все стадии от гончара до инженера-электронщика, от Гомера до Ольги Шапир Бродского. Подобный метод находит свое подтверждение и в элементарной физиологии, обозначившей прохождение зародышем на стадиях становления все формации - от зиготы до сложного позвоночного. Естественно, будет. Вопрос в другом. Изначально задавать рамки - от альфы до омеги, от Яруги до Буины - означает сводить момент незакрепощенного творчества к предсказуемости того или иного культурно-исторического пласта. Сознательно предрекать начало и конец фазы инновации, овладевая которой, река мыслеполагания находит себе новое русло.



Где тогда лежит факт инновации, вне или снаружи истории?