27.07.2011 в 08:04
Пишет ТаШ@:26.07.2011 в 02:57
Пишет Susanin:Про мифы в работе психолога
Сегодня думал как раз написать пост на тему с какими мифами мне пришлось столкнутся во время работы и про то какого мне было с ними расставаться, но как то не получалось. А сейчас слазил на сайт Санкт-Петербургского психологического общества и на тебе, обнаружил статью на эту тему.
читать дальшеПсихология имеет множество направлений, и даже в рамках любой серьезной школы есть масса расхождений, взять хотя бы все течения психоанализа. К счастью, исследования, проведенные И. Яломом, показывают, что результаты консультирования и психотерапии зависят в первую очередь не от конкретной психологической школы, а от набора довольно универсальных факторов.
Один из этих факторов относится к системе верований самих психологов и личностной ценности их работы для них самих. Но система верований – это палка о двух концах: с одной стороны, без них невозможно работать, любому серьезному специалисту необходима личная миссия; с другой, они могут наносить серьезный вред, если основаны на так называемых мифах в психологии. Возникает вопрос: где миссия, а где мифы в работе? Как их разделить? Какие верования нужны, а какие только мешают, приводя к снижению эффективности и профессиональному выгоранию?
Мифы, сказки и легенды
Психология регулярно обращается к мифам, первым на этом пути был Карл Густав Юнг, он разрабатывал идею архетипов. Далее возникло изучение личных, семейных мифов и пр. И хотя изначально понятие мифа относили к культуре древних цивилизаций, впоследствии она стало шире, и переходит на современные области культуры и мышления.
Наиболее подходящим можно признать определение Барта: миф – это коммуникативная система, которая пытается выдать себя за систему фактов. Исходя из этого, можно отметить еще две особенности:
Мифологизированные убеждения крайне обобщенны («Все психологи ничего в действительности не могут!»);
Они отрицают факты, свидетельствующие об обратном («Зачем мне идти к психологу, я итак знаю, что он мне не сможет помочь!»).
Мифотворчество (об этом писал еще К.Г. Юнг), характерно не только для первобытного мышления, но и для современного. Элементы реальности могут переплетаться с вымыслом и психическими искажениями, неактуализированными желаниями и переживаниями.
Психология как сфера деятельности крайне мифологизирована. Огромное количество мифов можно встретить о психологах – и как о всезнающих гуру, и как о людях, которые ничего не могут. Казалось бы, не стоит уделять этому внимание, поскольку это естественная черта человеческого мышления – мифологизм, если бы мифы в психологии не создавали столько сложностей в работе. Причем речь идет как о мифах, присущих обществу, так и о собственных иллюзиях психологов.
Мифы относительно своей работы приводят к эмоциональному выгоранию. Психолог, имеющий сильно искаженное представление о своей профессии, склонен затрачивать множество ресурсов ради следования этому убеждению (например, миф, что он обязан откликаться на каждую просьбу о помощи).
Мифы о собственной деятельности снижают качество работы (если психолог убежден, что он всегда понимает свои чувства и управляет ими, может ли он эффективно работать?).
Мифы клиентов усложняют процесс работы (предвзятое отношение к психологу мешает адекватно воспринимать происходящее на консультациях или тренингах).
Основные мифы, бытующие в психологии, вертятся вокруг темы всемогущества. Еще в З. Фрейд описал явление, касающееся того, что люди воспринимают специалиста, «знающего души», как отца, того, кто владеет знанием, как нужно жить, что им нужно делать. Но тут же появляется вторая крайность – отношение к психологу как к совершенно бесполезному и ничего не умеющему специалисту.
Основные мифы самих психологов так же относятся к сфере всемогущества – внутренней стороне его восприятия. Так, очень многие специалисты уверенны, что всегда знают, что с ними происходит и умеют контролировать свои чувства (или же они абсолютно спонтанны, поскольку психология говорит о вреде постоянного контроля над собой). Они же чувствуют себя обязанными помогать другим людям, подчас забывая о себе (чувствуя некую власть или возможность разрешить ситуацию, действительно помочь человеку, в отличие от близких и друзей).
Одним словом, сфера психологии сильно пронизана мифами, избежать этого невозможно. Однако, понимая их влияние, можно сделать свою деятельность более продуктивной. Осознать многие из них реально только в процессе работы: иллюзии и убеждения проявляются в общении с клиентами, заказчиками, нередко в сложных ситуациях (отношения к своим неудачам, негативному отношению других людей и т.п.).
Миссия так же относится к верованиям человека, в первую очередь, относительно себя. Возникает вопрос: а миссия – не миф ли?
Миссия: в чем ее смысл?
Миссия так же относится к системе верований и призвана отвечать на вопросы: Кто Я? Ради чего я делаю все это? Что дает достижение моих целей мне, моим близким, моей стране, планете и т.д.? Ответы на них определяют вашу миссию или предназначение.
Личная миссия – зачем она нужна? Наиболее ясно суть персональной миссии выражена Стивеном Кови: Миссия является отражением каждого человека как личности и основой для принятия ключевых жизненных и повседневных решений. Это внутреннее ядро, представление о том, кто вы и что вы из себя представляете, каковы ваши главные ценности неподвластное времени, переменам и потрясениям.
Личная миссия – опора и ориентир, благодаря которому человек сохраняет свою стабильность и устойчивость среди перемен, может развиваться даже в неблагоприятной среде. Осознание своей миссии создает основу для проактивности.
У вас есть главное направление, в соответствии с которым вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели, основанное на ваших принципах, с которым вы можете сверять, каждое свое решение, касающееся наиболее эффективного использования своего времени, своих способностей и энергии. У вас есть видение и ценности, которые направляют вашу жизнь.
Сформулировать персональную миссию помогает «концепция ежа» Джима Коллинза. Коллинз говорит, что миссия находится в области пересечения трех кругов:
ХОЧУ (то чего вы желаете добиться в жизни, чего вы не можете не делать)
МОГУ (то к чему у вас есть талант, то, что вы умеете или чему хотите научиться)
НУЖНО (то, в чем нуждается общество, другие люди, что представляет ценность для окружающего мира)
Все, что нужно – это ответить себе на очень простые и одновременно самые сложные вопросы:
Миссия – «Что я делаю?».
Видение – «Куда я иду (хочу придти)?».
Ценности – «Что для меня важно?».
Миссия и ценности всегда взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Хороший вопрос для осознания своей миссии, который вы можете себе задать прямо сейчас: Что бы вы делали, если бы занимались тем, что вы делаете сейчас, не ради денег?
Моя миссия или мой миф?
Миссия и мифы – два явления, непосредственно связанные между собой. Казалось бы, чем? Они относятся к верованиям и убеждениям человека. Понятие миссии сильно расширилось и уже отличается от религиозного миссионерства, но, в любом случае, она определяет предназначение человека, смысл его действий. Что же мифы? Верования, выдающие себя за факты, относительно себя и окружающего мира.
В таком случае, чем могут быть убеждения того же миссионера, звучащие в таком духе: «Я должен обратить весь африканский континент в христианскую веру и спасти их от пламени ада!»?
Посмотрим по «ежу» Джима Коллинза. Есть часть «хочу». Часть «могу» заметно хромает – и начинается область мифа. По «могуществу» миссия от мифа часто отличается выбором масштабов своих действий: именно мифы очень часть имеют склонность распространяться на все («Я должен помочь каждому человеку, обратившемуся ко мне!»). Мифы, касающиеся других людей, кстати, тоже часто распространяются на всех, хотя в них понятие «могу» отсутствует, но переходит в «должны» и «надо» («Всем участникам должен понравиться мой тренинг»).
Интересный фактор «надо». В миссии подразумевается наличие социальной пользы от действия. Если вернуться к миссионеру, он вряд ли рассматривает пользу с чьей-либо еще точки зрения, кроме своей (верной), он, как говорится, «причиняет пользу и наносит непоправимое добро». Одним словом, убеждение выдается за систему фактов («Я психолог и должен помогать всем людям!»).
Таким образом, концепция Коллинза помогает не только понять свою миссию, но и отличить ее от мифов и иллюзий, мешающих работать. Мифы мешают тем, что подменят систему фактов, создавая довольно ригидные убеждения, мешающие видеть реальность. Они характерны как для самих специалистов-психологов, так и для общества в этой сфере. Миссия направлена на создание и преобразование реальности, но при этом в адекватных пределах, т.е. задавая характеристики, соотносящиеся с действительностью.
Авторы статьи:
Ольга Новожилова
аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, практикующий психолог и бизнес-тренер.
Анатолий Шлионский
коуч-консультант, бизнес-тренер.
©Санкт-Петербургское психологическое общество
Немножко нудного философствования
читать дальшеВообще по этой статье у меня есть пара вопросов. Например я все таки считаю что у человека нет миссии как таковой, но может быть смысл. Его личный смысл (просто для меня в словах смысл и миссия есть разница)
Но ИМХО очень важным я считаю, что в этой статье описан миф "всемогущества". Просто этот миф часто встречается и на нем очень сильно манипулируют
URL записиСегодня думал как раз написать пост на тему с какими мифами мне пришлось столкнутся во время работы и про то какого мне было с ними расставаться, но как то не получалось. А сейчас слазил на сайт Санкт-Петербургского психологического общества и на тебе, обнаружил статью на эту тему.
МИССИЯ ПСИХОЛОГА: НЕ МИФ ЛИ ЭТО?
ВЛИЯНИЕ УБЕЖДЕНИЙ НА КАЧЕСТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
ВЛИЯНИЕ УБЕЖДЕНИЙ НА КАЧЕСТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
читать дальшеПсихология имеет множество направлений, и даже в рамках любой серьезной школы есть масса расхождений, взять хотя бы все течения психоанализа. К счастью, исследования, проведенные И. Яломом, показывают, что результаты консультирования и психотерапии зависят в первую очередь не от конкретной психологической школы, а от набора довольно универсальных факторов.
Один из этих факторов относится к системе верований самих психологов и личностной ценности их работы для них самих. Но система верований – это палка о двух концах: с одной стороны, без них невозможно работать, любому серьезному специалисту необходима личная миссия; с другой, они могут наносить серьезный вред, если основаны на так называемых мифах в психологии. Возникает вопрос: где миссия, а где мифы в работе? Как их разделить? Какие верования нужны, а какие только мешают, приводя к снижению эффективности и профессиональному выгоранию?
Мифы, сказки и легенды
Психология регулярно обращается к мифам, первым на этом пути был Карл Густав Юнг, он разрабатывал идею архетипов. Далее возникло изучение личных, семейных мифов и пр. И хотя изначально понятие мифа относили к культуре древних цивилизаций, впоследствии она стало шире, и переходит на современные области культуры и мышления.
Наиболее подходящим можно признать определение Барта: миф – это коммуникативная система, которая пытается выдать себя за систему фактов. Исходя из этого, можно отметить еще две особенности:
Мифологизированные убеждения крайне обобщенны («Все психологи ничего в действительности не могут!»);
Они отрицают факты, свидетельствующие об обратном («Зачем мне идти к психологу, я итак знаю, что он мне не сможет помочь!»).
Мифотворчество (об этом писал еще К.Г. Юнг), характерно не только для первобытного мышления, но и для современного. Элементы реальности могут переплетаться с вымыслом и психическими искажениями, неактуализированными желаниями и переживаниями.
Психология как сфера деятельности крайне мифологизирована. Огромное количество мифов можно встретить о психологах – и как о всезнающих гуру, и как о людях, которые ничего не могут. Казалось бы, не стоит уделять этому внимание, поскольку это естественная черта человеческого мышления – мифологизм, если бы мифы в психологии не создавали столько сложностей в работе. Причем речь идет как о мифах, присущих обществу, так и о собственных иллюзиях психологов.
Мифы относительно своей работы приводят к эмоциональному выгоранию. Психолог, имеющий сильно искаженное представление о своей профессии, склонен затрачивать множество ресурсов ради следования этому убеждению (например, миф, что он обязан откликаться на каждую просьбу о помощи).
Мифы о собственной деятельности снижают качество работы (если психолог убежден, что он всегда понимает свои чувства и управляет ими, может ли он эффективно работать?).
Мифы клиентов усложняют процесс работы (предвзятое отношение к психологу мешает адекватно воспринимать происходящее на консультациях или тренингах).
Основные мифы, бытующие в психологии, вертятся вокруг темы всемогущества. Еще в З. Фрейд описал явление, касающееся того, что люди воспринимают специалиста, «знающего души», как отца, того, кто владеет знанием, как нужно жить, что им нужно делать. Но тут же появляется вторая крайность – отношение к психологу как к совершенно бесполезному и ничего не умеющему специалисту.
Основные мифы самих психологов так же относятся к сфере всемогущества – внутренней стороне его восприятия. Так, очень многие специалисты уверенны, что всегда знают, что с ними происходит и умеют контролировать свои чувства (или же они абсолютно спонтанны, поскольку психология говорит о вреде постоянного контроля над собой). Они же чувствуют себя обязанными помогать другим людям, подчас забывая о себе (чувствуя некую власть или возможность разрешить ситуацию, действительно помочь человеку, в отличие от близких и друзей).
Одним словом, сфера психологии сильно пронизана мифами, избежать этого невозможно. Однако, понимая их влияние, можно сделать свою деятельность более продуктивной. Осознать многие из них реально только в процессе работы: иллюзии и убеждения проявляются в общении с клиентами, заказчиками, нередко в сложных ситуациях (отношения к своим неудачам, негативному отношению других людей и т.п.).
Миссия так же относится к верованиям человека, в первую очередь, относительно себя. Возникает вопрос: а миссия – не миф ли?
Миссия: в чем ее смысл?
Миссия так же относится к системе верований и призвана отвечать на вопросы: Кто Я? Ради чего я делаю все это? Что дает достижение моих целей мне, моим близким, моей стране, планете и т.д.? Ответы на них определяют вашу миссию или предназначение.
Личная миссия – зачем она нужна? Наиболее ясно суть персональной миссии выражена Стивеном Кови: Миссия является отражением каждого человека как личности и основой для принятия ключевых жизненных и повседневных решений. Это внутреннее ядро, представление о том, кто вы и что вы из себя представляете, каковы ваши главные ценности неподвластное времени, переменам и потрясениям.
Личная миссия – опора и ориентир, благодаря которому человек сохраняет свою стабильность и устойчивость среди перемен, может развиваться даже в неблагоприятной среде. Осознание своей миссии создает основу для проактивности.
У вас есть главное направление, в соответствии с которым вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели, основанное на ваших принципах, с которым вы можете сверять, каждое свое решение, касающееся наиболее эффективного использования своего времени, своих способностей и энергии. У вас есть видение и ценности, которые направляют вашу жизнь.
Сформулировать персональную миссию помогает «концепция ежа» Джима Коллинза. Коллинз говорит, что миссия находится в области пересечения трех кругов:
ХОЧУ (то чего вы желаете добиться в жизни, чего вы не можете не делать)
МОГУ (то к чему у вас есть талант, то, что вы умеете или чему хотите научиться)
НУЖНО (то, в чем нуждается общество, другие люди, что представляет ценность для окружающего мира)
Все, что нужно – это ответить себе на очень простые и одновременно самые сложные вопросы:
Миссия – «Что я делаю?».
Видение – «Куда я иду (хочу придти)?».
Ценности – «Что для меня важно?».
Миссия и ценности всегда взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Хороший вопрос для осознания своей миссии, который вы можете себе задать прямо сейчас: Что бы вы делали, если бы занимались тем, что вы делаете сейчас, не ради денег?
Моя миссия или мой миф?
Миссия и мифы – два явления, непосредственно связанные между собой. Казалось бы, чем? Они относятся к верованиям и убеждениям человека. Понятие миссии сильно расширилось и уже отличается от религиозного миссионерства, но, в любом случае, она определяет предназначение человека, смысл его действий. Что же мифы? Верования, выдающие себя за факты, относительно себя и окружающего мира.
В таком случае, чем могут быть убеждения того же миссионера, звучащие в таком духе: «Я должен обратить весь африканский континент в христианскую веру и спасти их от пламени ада!»?
Посмотрим по «ежу» Джима Коллинза. Есть часть «хочу». Часть «могу» заметно хромает – и начинается область мифа. По «могуществу» миссия от мифа часто отличается выбором масштабов своих действий: именно мифы очень часть имеют склонность распространяться на все («Я должен помочь каждому человеку, обратившемуся ко мне!»). Мифы, касающиеся других людей, кстати, тоже часто распространяются на всех, хотя в них понятие «могу» отсутствует, но переходит в «должны» и «надо» («Всем участникам должен понравиться мой тренинг»).
Интересный фактор «надо». В миссии подразумевается наличие социальной пользы от действия. Если вернуться к миссионеру, он вряд ли рассматривает пользу с чьей-либо еще точки зрения, кроме своей (верной), он, как говорится, «причиняет пользу и наносит непоправимое добро». Одним словом, убеждение выдается за систему фактов («Я психолог и должен помогать всем людям!»).
Таким образом, концепция Коллинза помогает не только понять свою миссию, но и отличить ее от мифов и иллюзий, мешающих работать. Мифы мешают тем, что подменят систему фактов, создавая довольно ригидные убеждения, мешающие видеть реальность. Они характерны как для самих специалистов-психологов, так и для общества в этой сфере. Миссия направлена на создание и преобразование реальности, но при этом в адекватных пределах, т.е. задавая характеристики, соотносящиеся с действительностью.
Авторы статьи:
Ольга Новожилова
аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, практикующий психолог и бизнес-тренер.
Анатолий Шлионский
коуч-консультант, бизнес-тренер.
©Санкт-Петербургское психологическое общество
Немножко нудного философствования
читать дальшеВообще по этой статье у меня есть пара вопросов. Например я все таки считаю что у человека нет миссии как таковой, но может быть смысл. Его личный смысл (просто для меня в словах смысл и миссия есть разница)
Но ИМХО очень важным я считаю, что в этой статье описан миф "всемогущества". Просто этот миф часто встречается и на нем очень сильно манипулируют