Все началось с того, что вчера, гуляя, я задумалась о том, что в нашем внутреннем противоположном поле, в анимусе/аниме гораздо больше той самой мужественности и женственности, нежели ее может быть в окружающих нас в повседневности людях. Анимус/анима - это квинтэссенция противоположного пола.
читать дальшеЯ подумала об Юнге, об его встрече с Саломеей и об его собственной внутренней женщине. По Юнгу, анима (то бишь женская часть мужской составляющей), в процессе своего развития проходит четыре стадии.
1. Стадия Евы (телесная, ощущенческая) - мать
2. Стадия Елены (чувственная, романтическая) - любовница
3. Стадия Марии (разумная, партнерская) - жена
4. Стадия Софии (интуитивная, небесная) - муза
Эта типология очень клевая. Но есть один аспект, который там никак не репрезентирован. Тема женской агрессивности там ни разу не раскрыта.
Я убеждена, что женственность бывает разная, и что на протяжении веков ее естество кромсалось и резалось, так что в итоге к тому, что мы назваем Новым временем, от ее полнокровной сущности остались лишь жалкие клочки. На протяжении веков дикое хищное начало безжалостно выкорчевывалось, а женская инстинктивная природа подвергалась гонениям.
Вся наша мифология - следствие проекций вовне внутренних переживаний. Человек не в состоянии выдумать даже кенгуру (с) Мифы являют собой воплощение древних архетипических сюжетов.
Если обратиться к теме женской агрессивности, то мне сразу вспоминается Иштар, богиня любви и войны, помогает Траэтаоне одолеть Ажи-Дахаку, Заривараю победить Арджадаспа, Керсаспе дарует победу над драконом Гандарва. И она же помогает при родах матерям.
Тефнут, львица, сокрушила своим дыханием половину Египта. Нанэ, дочь Армузда, издавна почитавшаяся как Великая Мать, изображалась в одежде воина, с копьем и щитом в руках. Морриган, кельтская богиня войны, считалась богиней плодовитости.
Материнство и воинственность во многих древних религиях - это две стороны одной медали. Когда я думаю о воинственной богине-матери, мне сразу вспоминается киплинговская Ракша: "А это говорю я, Ракша". Вы спросите: "А как же богини-девственницы, Артемида, Афина?" В их случае девственность не подразумевает асексуальность. В случае с богинями-девственницами речь идет о женщинах, не попадающих под власть мужчины и не нуждающихся в нем для выражения собственной сексуальности.
Почему богини-матери часто являются богинями войны?
Нойманн трактует это следующим образом: богиня связана с плодородием. Она должна обязательно удобрять землю кровью. Как правило, она удобряет ее кровью, выделяющейся при рождении ребенка. Или же - она может удобрять ее кровью убитых ей людей. Поэтому мать-богиня, хранительница рожениц, является одновременно пожирательницей и смертью, чтобы продолжался этот цикл Жизнь-Смерть-Жизнь.
Эта самая агрессивная сторона женской сущности нашла воплощение в менадах-вакханках, которыми двигало желание возвыситься до божественного безумия, распущенность, соприкосновение с таинственной энергией инстинкта. Восстановление космическому равновесия всегда предшествует выброс хаоса, заложенного в фемининном архетипе. Что влечет за собой высвобождение как разрушительных, так и созидательных энергий.
Чем женская агрессивность отличается от мужской агрессивности?
Мужская агрессивность связана с разрушением. Женская - с разрушением во имя созидания. Деструкция, как причина становления. Чтобы шло Колесо жизни, чтобы что-то все время обновлялось. Она отнимает жизнь, и дает ее, и снова отнимает.
Признать эту древнюю агрессивность очень и очень страшно.
Я более чем убеждена, что эта самая хищная, дикая ипостась женской природы во все времена вызывала страх у мужчин. Мужчины сделали многое, чтобы оградить себя от первозданного женского хаоса. Отчасти именно это послужило причиной средневековых гонений на ведьм. Мужской мир, построенный на принципе главенства сознания, всегда пасовал перед женским миром кликуш и пифий.
Возможно, Юнг испугался. Не смог отразить и отрефлексировать это - даже Юнг. Это мало кто может отразить.
Эстес - да, смогла.
Про женственность и агрессивность
Все началось с того, что вчера, гуляя, я задумалась о том, что в нашем внутреннем противоположном поле, в анимусе/аниме гораздо больше той самой мужественности и женственности, нежели ее может быть в окружающих нас в повседневности людях. Анимус/анима - это квинтэссенция противоположного пола.
читать дальше
читать дальше