В последнее время я много читаю; в моей голове рождаются образы, я засыпаю, и перед глазами встают стихи. Мой внутренний мир в последнее время занимает меня гораздо больше, чем события, лежащие извне. Мы недавно вернулись из Ирбита, но мне хочется писать не про этот купеческий город, а описывать сны, которые я смотрела несколько дней назад.
Так, сегодня мне снилось сражение двух армий под Алапаевском, происходившее во времена Салавата Юлаева; может быть, этого сражения никогда и не было, но я знала, что действие происходит во время екатерининской эпохи, на одной стороне - поднявшие восстание башкиры, на другой - солдаты царицы, и что одни могут победить других, только позволив тем отразиться в зеркалах, маленьких ручных зеркалах, которые те носили с собой. Проснувшись, я сперва подумала, что это может быть неплохой сюжетной основой для романа в духе Дяченок; действие могло бы получить развитие: постепенно башкиры захватывали бы все больше и больше стеклолитейных заводов, и в итоге, как Архимед, подожгли бы вражескую армию с помощью огромного зеркала. Лишь своим отражением в зеркале человек дополняется сам до себя; он обретает ту целостность, которая до этого была разделена на две половинки.
читать дальшеТема зеркала и маски очень привлекает меня в последнее время. Возможно, потому, что и то, и то - это не сам человек, а его интерпретация, вариация на тему. И зеркало, и маска - это поверхность, из которой выступает лик, это близничный символ, возможность сокрыть и открыть одновременно, раздробить число вероятностей и одновременно их ограничить. Маска закрывает лицо, ограничивая его личиной, зеркало скрывает истинную суть вещи, предлагая довольствоваться лишь ее отражением, и маска, и зеркало сами по себе редуцируют число возможных вероятностей. Возможно, именно поэтому люди так любят маски - они обрисовывают человека в простом и понятном ключе. Застывшая греческая маска предполагает только одно амплуа - либо трагическое, либо комическое. Зеркала люди тоже любят - мне сразу вспоминается Лойсо Пондохва и его дочка, Теххи Шекк. Еще мне вспоминается пелевинская лиса А Хули - умение к месту цитировать собеседников всегда позволяет им чувствовать себя на высоте. Одновременно маска и зеркало удваивают сущность человека, высвечивают и выделяют в нем нечто непреобразованное и клубящееся, текущее, неуловимое.
Когда я дописывала этот абзац, паззл в моей голове собрался. И зеркало, и маска - это констелляция того самого Меркурия, покровителя Близнецов, бегущей ртути, со своей специфической энергией, со своей многогранностью и изменчивостью, запечатление этой психологемы на определенной поверхности. Меркурий антиномичен по своей природе, он гермафродит, он - огонь и вода, тайна, которую он скрывает - это тайна дуальности, в случае маски - того, что врезано в нее, и того, что скрывается за ней, в случае зеркала - того, что отражает оно, и того, что отражается в нем.