А вообще, я, наверное, действительно, в гробу видела литературоведение (с), если большая часть моего диссерта выглядит так:
читать дальшеИтак, мы исследовали смысловую раздробленность как способ борьбы художника с травмой и вышли на понятие множественной личности как ключевое феноменологическое понятие XX - начала XXI века. Стоит ли считать множественную личность паталогичной, а художника – страдающим от инверсии? Можно ли вылечить художника от его таланта?
Архетипическая психология постулирует невозможность и нецелесообразность подобного лечения. Множественная личность – это срез общечеловеческих качеств в естественном их состоянии. Человеческая психика заключает в себе определенный набор архетипов, она изначально расщеплена на несколько составляющих элементов, и этот набор элементов варьирует от общементальных процессов до патологических состояний. Юнг в своих работах убедительно продемонстрировал наличие «автономных комплексов», что позволило провести параллель между теорией архетипов и «осколочными психе», сиречь комплексами как таковыми. Комплексы, по Юнгу, это – психические фрагменты, обособившиеся в результате травматических событий или иных внешних интенций. «Комплексы поистине являются живыми единицами бессознательной психе, и только основываясь на них, мы можем делать выводы о ее существовании и конституции», - пишет он.
По Юнгу, Эго является лишь одним из комплексов, играющим основополагающую роль в базовых психических процессах. И по мере дифференцирования функций сознания, сопровождающегося диссоциативными сколами, другие комплексы могут вступать в сферу «борьбы за влияние», их власть может варьировать, и оказываться то большей, то меньшей. В психике появляются все новые «центры гравитации», и их возникновение является нормой для большинства индивидуумов. Данные альтернативные личности могут определенное время существовать без связи с Эго.
Более того, некоторые характеристики данных автономных комплексов вполне соответствуют характеристиками множественных личностей. Там, где комплекс находится на той же линии обороны, что и Эго, он успешно «овладевает» теми же функциями, что и Эго, и фактически, превращается во вторую личность. Соответственно, возникает своеобразный палимпсест: Эго начинает «переливаться» разными комплексами, которые то резче, то мягче высвечивают личность во всей ее полноте: «….свет сознания имеет много степеней яркости, а эго-комплекс - много градаций выраженности».