Сходили на "Алису в стране чудес". Это фильм не об эмансипации (хотя и эмансипации здесь немало, разумеется), а об индивидуации. Фильм о том, как юная Алиса Кингсли проходит архетипический путь становления личности. Фильм ни разу не каноничен - и в этом его достоинство. Тут нет математических загадок и логических парадоксов, здесь правят парадоксы внутренней личностной мифологии.
читать дальше* Падая в кроличью нору, Алиса проваливается в подземный мир собственного бессознательного. К нему ведут множество дверей, и большая часть из них заперты, а для того, чтобы протиснуться в ту самую, нужно претерпеть деформацию - не раз и не два, вытянуть себя, уменьшить - и все для того, чтобы найти узкий проход в Страну Чудес.
* Брандашмыг - это страх. Когда за тобой по пятам гонится страх, самое сложное - встретиться с ним лицом к лицу. Не случайно вострый меч хранится в логове того, кого ты боишься больше всего на свете. Три царапины от когтей Брандашмыга у Алисы на предплечье символизируют пройденную инициацию. И к моменту получения этих царапин Алиса - уже не та маленькая девочка, которой "не хватает булатности", теперь она способна поднять меч на Бармаглота.
* Красная королева правит миром живых. Она коллекционирует уродов, ее приближенные - это маски из комедия дель арте, перекореженные, деформированные, получающие удовольствие от своего паясничания. У меня возникла фантазия "ну вот кто точно много думает, с ее то большой головой..."
* Белая королева властвует в мире мертвых. Не случайно она одета в белый цвет - цвет мертвых. Когда я смотрела на ее чувственные губы и черные глаза, я понимала, что именно она страшна, куда страшнее своей безобидной орущей сестры. Она олицетворяет связь с землей, только она - властительница судеб, та самая ведьма, которая готовит зелья из пальцев мертвецов и собственной слюны. Она не задается вопросами, "что лучше - чтобы любили, или чтобы боялись", она самоценна и осознает собственную привлекательность.
* А еще ни одна королева не может существовать без другой, не случайно по итогам битвы Красную королеву всего лишь отправляют в ссылку. Потому что еще ни раз и не два эти рати сойдутся на шахматной доске поля боя, эта битва вечна. Она будет продолжаться до тех пор, пока есть на свете белое и черное.
* Погружаясь в мир наших фантазий, мы раз за разом возвращаемся в мыслях и фантазиях к полученной травме. И не случайно Алиса приходила в этот мир не раз и не два, раз за разом проходя тот же самый цикл. И все для того, чтобы снова и снова обрести себя, найти в себе ту самую девочку, о которой вопрошали ее все персонажи сна: "А та самая ли ты Алиса?" Цикл может продолжаться снова и снова, до тех пор, пока мы не найдем в себе силы сразиться с внутренним драконом, пока не наступит тот самый бравный день. Полуразрушенная башня, на которую взбирается Алиса в конце фильма могла оказаться удачным режиссерским ходом, но могла являть еще один символ восхождения внутрь самой себя.
* А конец - вовсе не конец, а начало нового пути. Синяя гусеница завершает свой жизненный цикл, чтобы начался новый - равно как и Алиса отказывает нелюбимому, чтобы уехать в новый мир и начать все сначала. (В конце я подпрыгивала и вопила: "Да, да! Вот он, бизнес-подход к решению проблемы!"
Сходили на "Алису в стране чудес". Это фильм не об эмансипации (хотя и эмансипации здесь немало, разумеется), а об индивидуации. Фильм о том, как юная Алиса Кингсли проходит архетипический путь становления личности. Фильм ни разу не каноничен - и в этом его достоинство. Тут нет математических загадок и логических парадоксов, здесь правят парадоксы внутренней личностной мифологии.
читать дальше
читать дальше