Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Сразу хочу сказать, что хочу пригласить всех а) ролевиков, б) психотерапевтов к дискуссии по этому вопросу, поскольку многое здесь носит гипотетический характер. Может, я излагаю какие-то прописные вещи, но я хочу об этом поговорить (с) Я никоим образом не хочу бить себя пяткой в грудь по поводу того, что я сделала открытие, и хочу открытой дискуссии.

Итак. Начну с того, что какое-то время назад мы с  Кьярен обсуждали ее дипломную работу и ее научрука, психолога-ролевика :), считающего (насколько я поняла), что ролевка - это ситуация, которая может восприниматься как травматическая.

Я интуитивно догадывалась про то, что ролевка - это, с одной стороны, доращивание, с другой - расщепление. Другой вопрос, мне было не совсем понятно, что мы здесь доращиваем, и что (и на кого) мы расщепляем. И, наверное, благодаря последнему курсу травмы ко мне пришло понимание того, что и на кого.

Ролевка - это очень полезно на самом деле.
Это очень полезная штука для укрепления психических защит.

читать дальше


Комментарии
07.09.2013 в 00:51

broken object repaired with gold
Чем больше игра, тем больше негативных проекций суется в отдельно взятого персонажа. В итоге, если все эти проекции проламывают слабенькую защиту - роль съедает человека.
/тянет руку/ Я не понимаю в этом абзаце, кто на ком стоял, можно эту мысль как-нибудь развернуть? Кто суёт проекции? Что они проламывают и что происходит?
07.09.2013 в 02:37

правила? я устанавливаю их сама.
Astreldis, ну да, солныш, ты и правда поиграла в кэпа))
07.09.2013 в 19:47

экстраверт-мизантроп
Асти, ты путаешь всё же. Немного, но значительно. Не "ролёвка - это травма", а "ролёвка - это ситуация, которая может восприниматься как травматическая". Всё зависит от типа ролёвки и мотивов игрока. И уж ни в коем случае не "все ролевики - травмированные люди".

Сложность переживаний (как активного психического процесса) на РИ в том, что с одной стороны есть эта самая "понарошность", а с другой - градус испытываемых эмоций очень живой и настоящий. И вот сам по себе вопрос психотравмы на РИ очень зыбкий. Не рискну разводить дискуссию.
07.09.2013 в 22:54

Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
tmriddle, можно :)
Сование проекций - неотъемлемая часть любой групповой динамики. В зависимости от того, какую роль (позицию) в игре (коллективе) человек занимает, участниками группы транслируются ему определенные послания. Формата "я тебя боюсь", "ты велик и ужасен", или "ты мерзкое зло, которое должно быть уничтожено, я тебя ненавижу всем сердцем". Это проявляется на уровне микродвижений, фраз-стимулов, тембра голоса. Которые мы сознательно не замечаем, но которые (если их не отреагировать) дают о себе знать на бессознательном уровне, например через тело. Можно сто раз отмахнуться от "я тебя ненавижу, злой Дарт Вейдер", но если защиты недостаточно крепкие, то может сквозь них прилететь и воплотиться в лучшем случае в невроз, в чуть более худшем - ну, в гастрит, например.

Чем больше группа - тем сильнее групповые процессы. Тем опаснее : ) Или ресурснее : ) Потому что те же теневые проекции способны стать ресурсом. Который можно обратить себе на пользу. Энергии ведь там чуть менее, чем до фига. Просто ее нужно уметь правильно использовать, имея соответствующий метаболизм.
Мне, например, становится очень хорошо с депрессивных клиентов. Подозреваю, что на полставки волей небес работаю накхом)

ТаШ@, как видишь, не для всех)

Кьярен, ок, гоню. Видимо, тогда я услышала что-то другое.

Согласна. Разница между "может быть" и "является" очевидна.
Сейчас отредю пост.

с одной стороны есть эта самая "понарошность", а с другой - градус испытываемых эмоций очень живой и настоящий.
вот ни разу не подвергаю сомнению, абсолютно согласна.

"Может восприниматься как травматическая" - да, может, в зависимости от экологичности обстановки и уровня личностной организации игрока.
А может и восприниматься как ресурсная :)
07.09.2013 в 23:56

экстраверт-мизантроп
А может и восприниматься как ресурсная
Вообще мне нравится рассматривать игру как критическую ситуацию. Это ближе к истине, по-моему. Игроком ситуация может восприниматься как критическая. И из этого уже два пути: либо конструктивное разрешение кризиса - новая экспа, удар и катарсис, либо неконструктивное, и вот в этом случае уже встаёт вопрос с травмой. А может игра и не восприниматься как критическая ситуация, а просто закончиться и всё.
08.09.2013 в 00:13

Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
Я тут вот тут хожу, читаю.
Мне, видимо, как-то так везло, что сама по себе игра (оно же игровое действие, оно же события как-бы-по-настоящему :)) травмой _для меня_ не становилась никогда. Или я не понимаю значение этого слова. Потому что ситуаций "персонажу плохо - Крист хорошо" - море. "Крист плохо от происходящего с персонажем" - ни разу.
А вот от общения с тусовкой много всего может быть, но это уже реальный мир и он тут не при чем, кажется...
А вот то, что игра - это нефиговый ресурс для жизни если ты не мастер, конечно - это факт. Порой только тем и спасаемся.
08.09.2013 в 10:51

Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Кьярен,
игру как критическую ситуацию.

Хорошая и очень годная модель.

Другое дело, что я о другом немного - я скорее об уровне личностной организации игрока и его взаимосвязи с разрешением кризиса.
Что в человеке определяет возможность прохождения кризиса? Почему одни получают экспу и скиллы, а другие - ломаются?
Я, собственно, и постаралась обосновать этот момент через психические защиты.

Кристалл хрусталя, я думаю, что тебе везло с мастерами и с умением адаптироваться к ситуации. И это отлично.

нефиговый ресурс для жизни
да :)

Для мастера, я думаю, - тоже ресурс, даже если мастер будет вопить обратное :)
08.09.2013 в 11:19

экстраверт-мизантроп
Astreldis, это да, другой уровень, не спорю) ну, тут уж, действительно, от человека зависит и вполне себе от защит в том числе.
08.09.2013 в 16:54

Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
Astreldis, Для мастера, я думаю, - тоже ресурс, даже если мастер будет вопить обратное
Не вопрос. Но у мастера на порядок уровень взаимодействия с "внешним миром" и на порядок ниже - игровой. Ну имхо :)
Когда у меня в день перед игрой снялось две трети игроков, мастер в моем лице закончился и сдох до состояния "меня нет, делайте че хотите, играйте как хотите, раз уж приехали, только меня не трогайте, пожалуйста". И персонажное взаимодействие с меня таки, с некоторым трудом, выбили, но вместо задуманной девочки-электровеника из меня получился бот, что-то несущий более-менее в от лица той девочки. Силы на электровеник сожрал реал. И ресурс, который все-таки был, пришел по ощущениям от недоигранного, но отыгрыша, от факта выезда на природу, от пожизненного гона, но не от мастережки точно :)
09.09.2013 в 00:29

У меня самыми ресурсными оказываются РИ в которых я раскрывают детективный сюжет, и городовки с тактическими манёврами. На них я самоутверждаюсь в том что я умён и умею организовать свою команду. Это очень поднимает мне самооценку. Самыми травматичными для меня становятся игры Матильды на которых я не могу найти куда применить себя. Я повисаю в вакууме без целей и на выходе имею минусы в самооценке.
Когда я мастерю,я мастерю такие игры,в которые интересно было бы играть мне. Детективные или тактические сюжеты.
09.09.2013 в 10:35

под бОльшей частью поста хочется поставить +1, очень здорово сформулированы идеи про защиты и расщепление личности, а также про ресурсность РИ.
Казалось бы все так - здоровая личность на РИ прокачается, обретет ценный опыт и прочие плюшки, травмированная - либо свою травму проиграет и тоже будет в плюсе, либо наоборот усугубит.
В моем понимании хорошая РИ далеко не всегда более "игрушечна" по переживаниям чем реальная жизнь, а наоборот. Где как не в выдуманном мире, в котором можно все, воплощать все подавленное) На мой скромный взгляд, если много и часто играть - это приведет к определенной разболтанности личности. Как будто те барьеры, которые в норме остаются нерушимыми, их никто не пробует на прочность (убить ребенка, предать друга и пр) начинают раскачиваться. Игра же. Понарошку же. А так раз за разом, возникают ситуации, которые "никогда бы не" в реальной жизни. Плюс притягательность выдуманных миров, где просто и легко получить дозу эндорфинов, адреналина и самореализацию. Игрушечную, да, но на уровне ощущений то оно хорошо.
И с одной стороны да, прививка и ценный опыт. А с другой - что-то тут все-таки не очень здорово и хорошо.
09.09.2013 в 12:17

Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Кристалл хрусталя, разумеется, очень напрягает, когда за день до игры схема замка, которую ты строишь, оказывается на две трети разрушенной.
*я опять поиграю в капитана, ладно?*
Знаешь, мне кажется, в таких случаях важно помнить, что бананы - это просто бананы, и что снявшиеся игроки - это вот вообще не про тебя как мастера, это - про персональные проблемы с планированием, которые не имеют к тебе никакого отношения, а ты - сделала все, что могла.

Talto,
я мастерю такие игры,в которые интересно было бы играть мне.
Это вполне логично : ) Имхо, для мастера его игра - это внешнее отображение взаимодействия с чем-то внутри него самого, проекция внутренних событий внутренней духовной жизни - во внешнее пространство.
И твои детективки вполне могут оказаться про расследование чего-то внутри тебя самого.)

Ash,
спасибо :)
На мой взгляд, РИ абсолютно не игрушечна в той же степени, в какой мере "не игрушечны" наши переживания и фантазии в отношении нашей души. Для души "фантазия и есть реальность".

Как будто те барьеры, которые в норме остаются нерушимыми, их никто не пробует на прочность (убить ребенка, предать друга и пр) начинают раскачиваться.
Вы очень верно подметили этот нюанс. Тут сложный момент, мне кажется. С одной стороны в данном случае, имхо, игра - это клапан для выпуска пара и проработки "теневых" переживаний, которые не могут быть "выпущены наружу" в реальной жизни ("давно я не давил кишки наружу"). С другой - травма, вместо того, чтобы переработаться (если выдавить кишки наружу не получилось, блин, надо еще раз попробовать), может завладеть личностью. И в результате - цикл запускается заново.
09.09.2013 в 12:24

Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
Astreldis, нет, это понятно, что такие вещи от мастера уже не зависят и переезжаться на тему "это все я виноват" глубоко бессмысленно. Это был наиболее вопиющий в моей практике пример того, что мастера игра "съедает" заметно больше, чем игрока, а значит, риск что полученное окажется меньше, чем потерянное, несколько выше :)
Но, возможно, я не права и там сильно сложнее взаимодействие.
09.09.2013 в 15:07

интересная тема, с вашего позволения, тоже выскажусь
я полагаю, что РИ в любом случае полезны для психики, даже тогда, когда человек начинает путать свой ролевой образ с собой реальным. если трактовать РИ как защиту от чего-либо экзистенциального или от реальной травмы, то в любом случае, с этой защитой человеку проще. кмк, проблемы начинаются только тогда, когда человек перестает осознавать, от чего он защищается и что с ним вообще происходит, а это происходит на так часто
с другой стороны, встает вопрос об этичности и целесообразности этих конкретных защит, конечно
что касается получения ресурса - этот момент можно тоже трактовать двояко. с одной стороны, даже поддержка, понимание и одобрение, всякие плюсы самооценке - все равно не окупают затрат ресурса на отыгрывание. но с другой стороны, даже при абсолютно незаметном никому отыгрывании, которое происходит исключительно в голове человека, человек получает автономный вечный двигатель в психике, цель, мотивацию и самоподдержку в одном флаконе, и, конечно, когда человек хоть что-то делает в реальности с использованием этого двигателя, это позитивные процессы
09.09.2013 в 17:15

Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Кристалл хрусталя,
это немного другой пласт, имхо.... Тоже интересный, кстати (в ракурсе групповой динамики). Мастер в моем представлении - вершина "пирамиды" групповой динамики. И до игры условную "подпитку" от игроков (которая могла бы компенсировать ощущение), пока игра еще не началась, он получать не начал. А если игроки _уже_ снимаются, то, понятное дело, его это уже ранит и дестабилизирует.
То есть, в моем представлении, в случае мастеринга и профит больше и приятнее, но и, в случае неудачи, "больнее падать", как говорится.

Aksalin,
путать свой ролевой образ с собой реальным.
мне кажется, в данном случае надо определиться с тем, что есть реальное) если говорить в конвенциональной реальности игры, то в ее пространстве игровой образ _более реален_, чем повседневная "шкурка" - на мой личный взгляд.

вопрос об этичности и целесообразности этих конкретных защит,
не совсем поняла по поводу этичности и целесообразности. Не могли бы Вы пояснить?

По поводу ресурса - я не думаю, что те вещи, которые Вы озвучили, противоречат друг другу. Можно активно включаться во внешнее отыгрывание, но при этом ощущать пустоту внутри. И, напротив, можно "словить" (изображая при этом игровую тумбочку) мельчайшие нюансы и детали того, что происходит во внешней игровой реальности - и получить инсайт.
Ведь. если говорить об РИ в ракурсе личностного роста, то их цель - послужить катализатором, который бы запустил динамику внутренних психических процессов.
09.09.2013 в 22:48

Astreldis, нельзя же все время жить в реальности игры)) я имела в виду те ситуации, когда переносится игровой образ в повседневную реальность, о чем вы писали в стартовом посте
что касается этичности и целесообразности - это скорее вопрос об этих понятиях применительно к эскапизму вообще. если я не ошибаюсь, в рамках психотерапевтической работы возможен и приветствуется краткий и контролируемый отход от реальности, т.е. примеривание и анализ неких образов, как раз для запуска определенных процессов - но вряд ли кто-то будет советовать полноценно погрузиться в РИ, значит, существуют более удобные и целесообразные защиты
04.10.2013 в 14:13

Се Лянь поглощает маньтоу;)
Ролевик-маньяк: история болезни в кратком изложении))))

читать дальше
05.10.2013 в 20:16

Мы все больные и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь
Inerind, а почему сразу история болезни? : )
Я бы сказала, что история выздоровления.

играть сразу 15 человек с разными характерами, разного возраста, с разными мотивами и амбициями - это кайф)
Имхо, Вам может понравиться фильм Фрица Ланга "Степной волк" - по одноименной книге Германа Гессе : )
07.10.2013 в 11:52

Се Лянь поглощает маньтоу;)
Astreldis,
Да, спасибо, поищу)